Выставка «Три кавказских пленника. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой» открылась 21 июля в филиале ГМТ «Культурный центр им. Л.Н.Толстого»

Формирование и развитие кавказской тематики в литературе ХIХ века можно проследить в «Кавказских пленниках» трех великих писателей, каждый из которых в свое время побывал на Кавказе, и свои впечатления от этого дикого и вольного края отразил в цикле Кавказских произведений.

Организаторы выставки:

Государственный  музей  Л.Н.Толстого (г. Москва)

Государственный  музей  А.С. Пушкина (г. Москва)

Государственный Лермонтовский музей-заповедник  «Тарханы» (Пензенская обл.)

Государственный  музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (г. Пятигорск)

Первооткрывателем Кавказа в русской Литературе был А.С. Пушкин. В первый раз Александр Сергеевич прибыл на Кавказ в 1820 году с семьей героя Отечественной войны 1812 года, генерала Н.Н. Раевского. По пути на Кавказские Минеральные Воды в Екатеринославе (Днепропетровске) 25 мая Раевские отыскали Пушкина, лежавшего в тяжелом приступе лихорадки в жалкой лачужке. Генерал Раевский  обратился к начальнику Пушкина с просьбой отпустить больного для лечения на Водах.

Лечение поэт начал  на Железных и Горячих а завершил на Кислых Водах. В Кисловодске он услышал рассказ старого казака, послуживший сюжетом  «Кавказского пленника».

«Жалею, мой друг, – писал поэт брату Льву 24 сентября 1820 года, – что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор, ледяные вершины их, которые издали, на ясной заре кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными…»

Второй раз Пушкин посетил Кавказские Минеральные Воды  через 9 лет,  после своего  путешествия по Закавказью.  Общеизвестны его великолепные стихи о Кавказе, написанные во время и после этой поездки.

Кавказские Минеральные Воды занимают особое положение среди мест, освященных гением Лермонтова. На Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта. Поездки на Кавказ в детские годы имели наибольшее значение в жизни Лермонтова. На Горячих Водах (так тогда назывался Пятигорск) будущий поэт наблюдал обычаи и нравы кавказских жителей, встречался с людьми сильными, мужественными, слушал народные песни, предания, легенды.

Ранние кавказские поэмы 1828 года и цикл начала 1830-х годов не предназначались автором для печати, а рассматривались как ученические опыты. После опубликования эти романтические поэмы прочно вошли в историю русской литературы не только как предшественники «Демона» и «Мцыри», но как самостоятельные произведения.

«Кавказский пленник» — одна из ранних романтических  поэм,  написана на основании личных впечатлений и рассказов о быте и нравах кавказских горцев, известных Лермонтову от его родственников – Екатерины Алексеевны Хастатовой  и П.П. Шан-Гирея, а также чтения одноименной поэмы  А.С. Пушкина.

Новая встреча поэта с Пятигорьем произошла в 1837 году, во второй ссылке. Увидеть и пережить поэту довелось многое. Выполняя свой офицерский долг, Лермонтов с присущей ему смелостью и отвагой принимал участие в военных действиях.

В последний раз находившийся в ссылке Лермонтов заехал в Пятигорск в мае 1841 года. Среди отдыхавших здесь он встретил много старых знакомых, однополчан. Он любил веселую компанию, но за его внешней беззаботностью скрывалась напряженная духовная жизнь. О последних его стихотворениях можно сказать, что каждое из них – шедевр, жемчужина русской поэзии.

В Пятигорске у Лермонтова были не только добрые знакомые, но и недруги, скрытые и явные. Они питали враждебные чувства к поэту и старались посеять рознь между ним и теми людьми, которые его окружали. Все это создавало сложную обстановку, чем и воспользовались враги поэта, спровоцировав дуэль, на которой он был убит 15 июля 1841 года. Передовое русское общество с великой скорбью встретило весть о трагической гибели Лермонтова.

Л.Н.Толстой считал пребывание на Кавказе одним из ярких событий в своей жизни. Здесь он оказался в  1851 году, приехав со старшим братом Николаем Николаевичем Толстым и поступив на военную службу.

Важно отметить, что Кавказ для молодого Толстого, как и для многих других представителей молодого поколения России, «сделавшись заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний» (В.Г. Белинский), был освящен Музой Пушкина, Лермонтова, Бестужева-Марлинского.

До конца жизни Л.Н.Толстой сохранял уважение к кавказской культуре и любовь к народам Кавказа. В своих произведениях он открыл для нас прекрасный и непостижимый Кавказ с его собственной непостижимой историей.

В начале 70-х годов для своей «Азбуки» Толстой пишет рассказ «Кавказский пленник» явно под влиянием «Кавказского пленника» Лермонтова, но с богатым знанием и личными впечатлениями. Перед ним вновь встают неотступные образы Кавказа.

Материалы из фондов четырех музеев отражают пребывание А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н.Толстого на Кавказе. Знакомят зрителя с новым, удивительным миром, в котором оказались писатели, навсегда покоренные Кавказом и ставшие его «пленниками». Изобразительный ряд представлен иллюстрациями к произведениям, объединенным одним названием — «Кавказский пленник», портретами писателей в разный период их жизни.  Обычаи народов Кавказа ХIХ века отражены в работах Г. Гагарина, Т. Горшельда, Е. Лансере и других художников, а так же представлены предметами быта и костюмами казаков и горцев. Скульптурный портрет работы А.М. Измалкова из фондов Государственного музея Л.Н.толстого позволяет познакомиться с непривычным для зрителя образом молодого Льва  Толстого.  В более чем 40-ка подлинных изданиях «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого можно проследить развитие книгопечатного дела в России с конца ХIХ  до начала ХХI  века.

На открытии выставки присутствовали представители Государственного  музея-заповедника М.Ю. Лермонтова (г. Пятигорск) – старший научный сотрудник Е.С. Кривецкая и зав. экспозиционным отделом О.С. Алексенко, рассказавшие о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Почетными гостями мероприятия стали кандидат исторических наук Л.И. Краснокутская и заслуженный работник культуры Л. Ф. Подсвирова, знаток жизни и творчества Л.Н.Толстого.

Выставка «Три кавказских пленника. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой» продолжит свою работу до 30 мая 2022 г.

 

Поделиться